Баннер


Культура народа - богатство России!

1 марта 2013г. студенты групп 41 агро. и 31 бух .групп под руководством преподавателя дисциплины «Культурология» Мишутиной Оксаны Александровны посетили музей г.Омска им. Врубеля.

В генерал-губернаторском дворце студенты смогли познакомиться с арт-проектом «Солнце Ван Гога», который объединил воедино Винсента Виллема Ван Гога и современных художников из разных городов России. Поводом стало 160-летие со дня рождения великого мастера. Куратором проекта является художник Сергей Баранов, у которого своя особая история ,связанная с Ван Гогом .Сергей Баранов уверен, что солнце Ван Гога –животворящее. Изобразить солнце можно сотнями разных способов.

 

Именно это и постарались сделать художники, которых объединил уникальный арт-проект.В проекте участвовали как известные, заслуженные мастера, так и молодые авторы. Главным критерием отбора стала «способность увидеть и запечатлеть Солнце как животворящее чудо». В музее представлены почти все виды визуального искусства: живопись, графика, фотографии, объект, инсталляция, видео. Хорошее воображение и любовь к искусству могут согреть посетителя.

Впервые в Омске открылась выставка , посвященная чайной церемонии. Знакомство с выставкой открыло удивительный мир чайной церемонии , неотъемлемой части семейного быта. Знакомство с разнообразием чайных принадлежностей и особенностей чайной церемонии, раскрыло многообразие и уникальность этой церемонии у каждого народа.

На выставке из фондов Омского музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля демонстрируется все великолепие и богатство чайно-кофейно-шоколадной посуды высочайшего художественного уровня. Она включает предметы, использовавшейся европейской аристократией XVIII в., буржуазией и мещанами XIX в., рабочими и крестьянами, интеллигенцией и функционерами ХХ столетия, а также произведения XXI в. – дорогостоящее искусство для избранных и заветная мечта для многих.

В конце XVII – начале XVIII вв. чай, кофе, шоколад были доступны только представителям элиты общества. На Дальнем Востоке, в Африке и Южной Америке эти напитки употребляли как культовые религиозно-церемониальные. С XVIII в. Европа условно разделилась на «чайные» и «кофейные» территории. Кофе появился в Европе в XVII в. и оставался любимым напитком у жителей Франции, Германии, Австрии, Испании, Португалии и Италии. Чай же завоевал Англию, Нидерланды и Россию. Естественно, оба напитка существовали независимо друг от друга, определяя скорее вкусовые и культурные привычки, а не запрет на употребление того или иного.

В эпоху Просвещения новые горячие напитки навсегда изменили вкусовые пристрастия европейцев и потребовали специальных посуды, мебели, аксессуаров и, наконец, ритуалов. Это был не только новый вкус, но и новый подход к приему пищи: чаем и кофе не запивают еду как вином или пивом, а употребляют как самоценные напитки.

На чай приглашают «с намерением», а главным действующим лицом европейской чайной церемонии становится хозяйка дома, которая заваривает и разливает напиток гостям. Эта традиция пошла с той поры, когда мужчины собирались в кофейных домах, кафе и клубах, а женщины, не допускающиеся в эти заведения, устраивали домашние чаепития. Прежде чем заварить чай, хозяйка должна была поинтересоваться у гостей, какие сорта они предпочитают, поэтому на столе могли оказаться несколько заварных чайников. Хозяйка сама добавляла сахар, молоко или лимон, что подчеркивало высокую значимость чая и не менее высокую стоимость хрупкого фарфора. Слуг к столь дорогим продуктам и предметам не допускали.

Посуду поначалу изготавливали из традиционных для европейца материалов, но они не соответствовали всем необходимым требованиям: медь подходила только для нагревания воды, стекло не выносило резких перепадов температур, легко нагревающееся серебро не годилось для чашек, а фаянсовая глазурь быстро темнела и трескалась. Так выяснилось, что именно фарфор – легкий термостойкий материал, покрытый не трескающейся и не темнеющей глазурью, способный долго держать тепло и не обжигать руки и губы – идеально подходит для новых горячих напитков. Все возрастающая мода на них совпала с целенаправленным поиском секрета фарфора и создания изделий из него в Европе и России.

Мастера XVIII в. практически полностью освоили весь ассортимент чайной, кофейной и шоколадной посуды, который мы используем до сих пор. В выставочных залах можно проследить эволюцию подобных предметов от их зарождения до появления современных форм, заметить многие изменения, возникшие при тиражировании и модернизации, удивиться ювелирной проработке декора многих экспонатов.

Все разнообразие чайно-кофейно-шоколадной посуды являет желание людей подчеркнуть особую праздничность короткого времени употребления этих напитков, роскошь отдыха посреди рабочих будней, выход за пределы обыденности. Минуты или часы с чашкой в руках не должны стать шаблонным ритуалом – под каждое настроение, событие или время года предполагается особый набор посуды – просто любимая чашка или удобная большая кружка, торжественный бокал или традиционный мужской стакан тонкого стекла в металлическом подстаканнике…

Впервые в экспозиции Генерал-губернаторского дворца представлены в комплексе более 700 (!) экспонатов музейного собрания керамики и стекла конца XVIII – начала XXI вв. Антураж создают мебель и зеркала, канделябры и торшеры, живопись и графика, произведения современных омских художников.

Выставка показывает и рассказывает, как декоративно-прикладное искусство откликнулось на появление чая, кофе и шоколада, как они изменили не только стиль жизни, но и оказали влияние на развитие больших художественных стилей в искусстве. Каждому веку из упомянутых 400 лет европейского употребления изысканных напитков отведен отдельный зал.

Первый зал – XVIII век – представляет зрителю роскошный фарфор в классицистической и ампирной стилистике Германии и Франции – произведения королевских фарфоровых мануфактур в Мейсене и Севре.

В экспозицию введены наиболее любимые зрителем:

- «миниатюрные» сервизы на подносе для завтрака, рассчитанные на одну персону «Solitaire» («Эгоист») или на двоих «Tete-a-tete» – атрибуты красивой жизни сибаритствующего аристократа;

- чайно-кофейный сервиз, позволяющий отличить низкие и широкие чашки для чая, от высоких и узких – для кофе, включающий полоскательницу – чашу для сливания чаинок или кофейной гущи при повторном наполнении чашки, а также, имеющий в своем составе специальную емкость с двумя крышками для сухого чая –чайницу. Сервиз также демонстрирует тенденцию начала XVIII в., когда чайная утварь перестает производиться в виде отдельных предметов, а объединяется в чайные или десертные сервизы, предназначенные для разных случаев: для завтрака, обеда или вечернего чая;

- кофейник со съемным фильтром – аналог современной электрической кофеварки, основанной на медленном приготовлении кофе в процессе наполнения напитка в разливной кувшин путем ферментации каждой капли во время ее падения;

- шоколадник – сосуд для разливания горячего шоколада, отличающийся от кофейника тем, что ручка у него располагается под углом 90 градусов к носику, а в крышке, элегантно прикрытой золоченой задвижкой на петле, предусмотрено отверстие, позволявшее вставить особую палочку-миксер для размешивания густого содержимого. Шоколадные «брикеты» натирали на терке и иногда кипятили с кларетом, но обычно смешивали с яйцом, молоком, сахаром, ванилью и пряностями. Шоколад был самым дорогим напитком, сложнее всего готовился, считался роскошью и едой;

- чашки для шоколада с двумя ручками и крышкой – их часто продавали парами, как и модные в то время туалетные принадлежности;

- чашки для чая, кофе, шоколада могли быть одной формы, отличаясь только размером. Они вошли в моду, став излюбленными подарками и предметами собирательства. К ним относились не только как к предметам обихода, а скорее как к объектам эстетического созерцания и коллекционирования;

- каретная чайная пара в деревянном с кожаным покрытием футляре входила в набор дорожных сервизов, снабженных специальным футляром и местом в дорожном сундуке – путешествовать без сервиза приличному человеку, в принципе, не полагалось.

Второй зал – XIX век – демонстрирует пеструю картину ретроспективных стилей фарфора и фаянса России: произведения Императорского фарфорового завода в Петербурге, изделия частных заводов Гарднера, Попова, Юсупова, Иконникова, братьев Корниловых и семьи Кузнецовых.

Вариации на тему искусства стран Дальнего Востока читаются как в знаменитых печатных фаянсах Англии – заводов Веджвуда, Спода, Минтона, так и в предметах в «европейском вкусе» из Китая и Японии.

Третий зал – ХХ век – посвящен теме «Чаепитие – праздник посреди будней». В зале собраны яркие, мажорные, радостных цветов чайные пары, чайники, дымковская игрушка и жостовские подносы, раскрывающие тему щедрого русского застолья, литровые и полулитровые чашки для чая, отсылающие к картинам купеческой сытой и полной гастрономических излишеств жизни.

Интересен факт, что в СССР чай ассоциируется не с его родиной Китаем, а со Средней Азией, чайханой. В зале представлена керамика Таджикистана и Узбекистана, ироничная керамическая композиция «Отдых» (Магай Ю.С., Мухамеджанов Р.И., Щурков В.С., 1988).

Четвертый зал – XXI век – это сервизы главного художественного производства фарфора СССР – ЛФЗ, Ленинградского фарфорового завода имени М.В. Ломоносова и его современного приемника – ИФЗ, Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге.

Главную тему задает самый узнаваемый во всем мире российский фарфоровый сервиз – «Кобальтовая сетка», навеянный декором знаменитого «Собственного» сервиза императрицы Елизаветы Петровны, выполненный Дмитрием Виноградовым – создателем русского рецепта фарфора. Эта роспись, впервые украсившая советский фарфор в 1945 г., уже стала классикой декораторского искусства. Знаменитый простой, но элегантный узор создала Анна Яцкевич. В 1958 г. состоялась Всемирная выставка в Брюсселе, где Ломоносовский фарфоровый завод представил свои лучшие произведения, в том числе и предметы, украшенные этой росписью. Сервиз для выставки специально не готовился, он просто входил в ассортимент завода, и тем неожиданнее стала для ЛФЗ награда – за узор и форму сервиз получил золотую медаль. Кстати, Анне Яцкевич принадлежит и другой вклад в развитие фарфорового завода – она автор знаменитого логотипа ЛФЗ (1936).

Композицию сервиза дополняет специально созданная для выставки серия батиков Татьяны Колточихиной, обыгрывающая тему сети как бесконечной геометрической прогрессии мотива, «синих» сетей птицеловов и рыбаков, типичной кракелюрной сетки, возникающей при работе в технике горячего батика.

Аллюзией на знаменитое произведение швейцарского художника Жана Этьена Лиотара «Шоколадница» 1745 г. откликнулась Наталья Яковлева керамической композицией «Теплый вечер». В ее интерпретации это уже не скромная служанка, но самодостаточная дама, хозяйка положения. Фигуры ее гостей также преисполнены внутреннего достоинства, внушают спокойствие и передают завидную атмосферу вечернего неспешного общения за чашкой горячего напитка.

Первичное философское обобщение чайно-кофейно-шоколадного ритуала как феномена культуры отражено в произведения современного актуального искусства. Это живописные произведения Владимира Сташевича, Сергея Баранова, Рината Волигамси.

Некий эксперимент демонстрирует серия картин, написанных разными сортами чая и кофе – автор акцентирует внимание, что помимо богатого аромата и вкуса, привычные уже напитки являют бесконечную гамму оттенков цвета.

Для посетителей выставки приготовил сюрприз художник Виктор Кулькин. Несомненно, его интерактивный объект станет обожаемым экспонатом любителей создавать фото на память.

Во Врубелевском корпусе Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля студенты познакомились с выставочным проектом «Золотая кладовая».


На выставке представлены изделия мастеров Востока, Западной Европы, России. Первые экспонаты поступили в музей из Государственного музейного фонда в 1925 г. Среди них были произведения из известных русских собраний: Юсуповых, Шуваловых, Кочубеев, Курис, Романовых. В 1950–1990-е гг. источниками формирования коллекции ювелирного искусства стали передачи предметов из Государственных музеев Московского Кремля, поступления из археологических раскопок в Омской области, закупки у частных владельцев, находки в тайниках старых домов Омска.
С середины 1980-х гг. начинает формироваться собрание ювелирных изделий сарматской эпохи из комплексов Богдановка I, Сидоровка I, Исаковка I, открытых в 1980-х гг. В.А. Могильниковым, В.И. Матющенко и Л.И. Погодиным. Все они относятся к лесостепной саргатской культуре сарматского типа, развивавшейся в раннем железном веке на обширной территории от Урала до Оби. Один из наиболее значительных ее центров находился в границах современной Омской области. Предметы из комплексов Сидоровка и Исаковка, обнаруженные спустя почти три века после сложения знаменитой «Сибирской коллекции» Петра I, лишенной достоверных данных о месте находок, стали ключевыми в решении вопроса о ее сибирских истоках. В музее же сложилась не менее интересная собственная «Сибирская коллекция». В отличие от петровской она имеет точно зафиксированные научные данные о своем происхождении. Ювелирные изделия представлены украшениями и деталями костюма, оружия, предметами конского убранства – фаларами, пряжками и серебряными чашами с надписями. Все они относятся к «звериному стилю», который характеризует искусство кочевых народов Евразии эпохи раннего железного века. На выставке впервые представлены золотые нашивные бляшки, найденные в курганном комплексе саргатской культуры Новооболонь в 2012 г. экспедицией по руководством С.Ф. Татаурова и переданные в музей ОмГУ имени Ф.М. Достоевского.
Сохранение традиций искусства «звериного стиля» и новые поиски в разработке сюжетов и орнаментов можно наблюдать в изделиях златокузнецов Ирана, Бурятии, Дагестана XX в.
Экспонаты европейского золота и серебра из собрания музея созданы в XVII – начале XX вв. мастерами Франции, Германии, Швейцарии, а также Австрии, Голландии и др. Среди разнообразия предметов следует выделить французские табакерки XVIII в., чашу конца XVI – начала XVII вв., изготовленную немецкими ювелирами из яшмы в серебряной оправе, сосуд-шутиху XVIII в., австрийский кубок из горного хрусталя XIX в., швейцарские нагрудные часы XIX в.
Разнообразное по составу собрание отечественного ювелирного искусства XVIII – начала XX вв. Это декоративные и бытовые изделия, украшения, столовое серебро. Можно отметить работы К.М. Штеле, К. Сиверса, С.И. Шапошникова, И.П. Овчинникова, мастерской С.Н. Орлова, фирмы И.П. Хлебникова, фабрики Г.Г. Лизерина.
В истории русского ювелирного искусства XIX–ХХ вв. важное место принадлежит фирме Фаберже. В омском музее хранится небольшая коллекция изделий, характеризующая одно из ярких и своеобразных направлений в искусстве Фаберже – камнерезное дело. Это миниатюрные фигурки животных, выполненные из цветных камней. Глаза зверей инкрустированы золотом, алмазами, рубинами и пр. Выразительность каждому образу придает точно подобранный камень. Подобные фигурки-безделушки либо полностью изготавливались мастерами фирмы, либо камнерезы Фаберже дорабатывалиизделия, изготовленные на Екатеринбургской гранильной фабрике.

В настоящее время Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля обладает одним из крупнейших художественных собраний в Сибири. Общее количество единиц хранения составляет около 25 тыс.

У истоков формирования коллекции стоял первый директор музея - Ф.В. Мелехин (1882-?). Благодаря его энергичной деятельности в 1924-1928 гг. осуществляются первые поступления из Государственного музейного фонда (б. Румянцевского музея, Зимнего и Мраморного дворцов, музея Академии художеств, Русского музея, из собраний Боткиных, Голицыных, Рябушинских, Шуваловых, Юсуповых и др.). В 1932 г. значительное число экспонатов было передано из Третьяковской галереи, музея Художественно-промышленного техникума имени М.А. Врубеля (Омск). Следующее крупное пополнение собрания произошло в 1980-х гг., когда ленинградский коллекционер Е.М. Лавренко передал в дар музею свыше 3 тыс. произведений графики и редких изданий. В 2004 г. на средства, выделенные Правительством Омской области, приобретено около 70 работ омских художников, московскими мастерами и их семьями переданы в дар свыше 1 тыс. произведений, по приказу Федерального агентства по культуре и кинематографии состоялась передача порядка 180 экспонатов.

Коллекция произведений зарубежного искусства включает полотна мастеров Италии, Испании, Голландии, Фландрии, Франции, Германии, Австрии, Англии XVI-XIX вв. (Я. ванГойен, И. Ван Отсаде, А. Схелфхаут, Я. Веникс, Д. Тенирс - мл., С. Вуэ, Ж.Б. Грез, А. Фантен-Латур, И.Б. Лампи-ст. и др.). Авторами ряда графических листов выступают Рембрандт, Дж.-Б. Пиранези, П. Пикассо, Б. Хирасава.

Коллекция иконописи XVII - н. XX в. представлена иконами, выполненными в европейской части России (в том числе из Оружейной палаты Московского Кремля), на Урале и в Сибири. Произведения н. XXI в. выполнены омским иконописцем Г. Адаевым.

Русское искусство XVIII - н. XX в. характеризуется работами И. Айвазовского, А. Боголюбова, А. Бенуа, В. Борисова-Мусатова, Ф. Васильева, А. Венецианова, В. Верещагина, М. Воробьева, М. Врубеля, К. Коровина, И. Крамского, И. Левитана, М. Нестерова, В. Поленова, И. Репина, В. Серова, В. Сурикова, И. Шишкина. Весомым представляется собрание произведений мастеров русского авангарда - Н. Гончарова, П. Кончаловский, П. Кузнецов, М. Ларионов, А. Лентулов, И. Машков, Р. Фальк, А. Явленский. Заслуживает внимание коллекция театральной графики к.XIX - н. XX вв., вобравшая в себя эскизы костюмов и декораций И. Билибина, А. Головина, М. Добужинского, Б. Кустодиева, А. Экстер и др. Коллекция скульптуры, куда входят произведения М. Антакольского, П. Клодта, А. Опекушина, дополнилась отливом с работы М. Врубеля «Роберт и монахини».

Значительный раздел собрания музея составляют произведения отечественных мастеров советского и современного периода, среди которых П. Кончаловский, Е. Моисеенко, Б. Неменский, В. Попков, а также омские авторы - Н. Брюханов, А. Либеров, Н. Мамонтов, В. Погодин, Н. Третьяков, В. Уфимцев, Г. Штабнов и др. Архивы ряда художников города включены в фонд документов музея.

Большой интерес вызывает и собрание декоративно-прикладного искусства, уникальность которого во многом обусловлена наличием золотых предметов скифо-сарматского периода, а также произведений Фаберже, коллекция керамики и стекла, включающей изделия Императорских фарфорового и стекольного заводов, известных фабрик и товариществ, заводов Дятькова, Гусь-Хрустального и т.д., коллекция народного искусства, демонстрирующая лучшие образцы творчества народов Европейской России, Сибири, Средней Азии, Кавказа.

Коллекция редкой книги представлена богослужебными книгами XVIII-XIX вв., а также книги гражданской печати XVIII-XXI вв., включающие литературу по теории и истории мирового искусства, архитектуры, музееведения, реставрации, истории, философии, эстетике, археологии, книговедению, справочную литературу.

Вы находитесь здесь: Культура народа - богатство России!